заказать диплом

ПРЕДИСЛОВИЕ

В современной общей и специальной педагогике утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений и других отклонений в развитии детей. Ориентация педагогов и родителей на своевременное выявление и преодоление отставания (или отклонений) в развитии ребенка имеет исключительно важное значение для формирования его личности, для подготовки к школьному обучению. Особая ответственность в этом плане лежит на работниках детских дошкольных учреждений, так как подавляющее большинство детей дошкольного возраста в нашей стране охвачено общественным воспитанием.

Работникам дошкольных учреждений нередко приходится встречаться с детьми, имеющими различные отклонения в психофизическом развитии, в том числе и в развитии речи. В раде случаев могут отмечаться не грубые формы нарушений, а лепте (слабовыраженные) отклонения от нормы. Педагогам необходимо иметь представление обо всех основных видах нарушений развития, и в первую очередь – речевых, о причинах, их вызывающих, а также о путях их преодоления и предупреждения, что в совокупности условно можно определить как основы дефектологических (и в их составе – логопедических) знаний.

Учебным планом факультетов дошкольного воспитания педагогических институтов предусмотрено изучение курса "Основы дефектологии и логопедии". Настоящее пособие подготовлено по программе курса. Его цель – помочь студентам, будущим специалистам в области дошкольного воспитания, на основе активной самостоятельной работы систематизировать, уточнить и расширить свои знания основ дефектологии и логопедии, приобрести практические навыки работы с детьми, усвоить приемы выявления, коррекции и предупреждения дефектов развития. Пособие ориентирует студентов на самостоятельное, углубленное изучение специальной литературы.

В "Практикуме" отражена установка на комплексный подход к работе с литературой психолого-педагогического (в первую очередь логопедического) плана, включающий методологический, научно-теоретический, общедидактический и методический аспекты, что необходимо для качественной и широкой подготовки специалистов по дошкольному воспитанию.

Ввиду того, что пособие предназначается для студентов дошкольных факультетов, в него включен только минимум специальных терминов. Их расшифровка дается или непосредственно в тексте, или в кратком словаре-справочнике, помещенном в "Приложении".

Пособие содержит разнообразный методический материал: вопросы, вопросы-задания (с примерными ответами, образцами выполнения заданий и без них); задания, выполнение которых требует опоры на межпредметные связи, знания из области смежных наук; упражнения для выработки определенных практических навыков; задания, связанные с анализом психолого-педагогических ситуаций; задания проблемно-поискового характера.

Все задания разделены на две категории: теоретические и практические. Это деление условное и введено для большей четкости структуры пособия. Однако в характере заданий действительно имеются некоторые отличия. Задания первой категории направлены на осмысление, обобщение и закрепление теоретического материала; на усвоение той или иной темы; на закрепление терминологии; на проверочное, творческое осмысление материала и др.

Задания второй категории предусматривают подготовку практического материала к занятиям, подбор тематического, дидактического материала; формирование у студентов навыков коррекционно-педагогической работы, развитие умения осуществлять коррекционное обучение и воспитание детей. Сюда же входят тренировочные задания, творческие задания на обобщение методического материала, на выработку умения сопоставлять методы и приемы работы, оценивать их результативность и др. Вопросы, задания, упражнения с разной степенью полноты охватывают все основные разделы курса, что создает целостное представление о предмете.

Учебный материал представлен в определенной системе, с постепенным усложнением заданий как тренировочного типа, так и проверочного. Это придает пособию справочно-обучающий характер.

Самостоятельные работы на основе предлагаемых заданий могут быть устными, письменными, лабораторными, связанными с изготовлением наглядных пособий подбором дидактического и речевого материала и др. Разная степень сложности заданий дает преподавателю возможность учитывать уровень знаний студентов, их подготовленность. Требования к самостоятельной работе студентов должны осуществляться в плане обязательного выполнения заданий с текущей систематической проверкой и оценкой качества.

Структура Пособия подчинена программе курса и логике раскрытия системы логопедических знаний и сведений по дефектологии. Вопросы и задания раздела "Введение в дефектологию" направлены на уточнение представлений студентов о дефектологии как науке об аномальных детях и ее отдельных отраслях: олигофрено-педагогике, сурдопедагогике, тифлопедагогике, логопедии; о связях как между отдельными отраслями дефектологии, так и между дефектологией и общей и дошкольной педагогикой и психологией; об основных категориях аномальных детей; о системе организации специальной помощи аномальным детям.

Раздел "Основы логопедии" сосредоточивает внимание студентов на основных закономерностях развития детской речи, на теоретических основах логопедии, на общей характеристике различных речевых нарушений, встречающихся в дошкольном детстве, и путях их устранения, на роли воспитателя в этой работе. Ряд заданий посвящен общим вопросам формирования правильной речи. Эти задания ориентированы на уточнение разницы между физиологическими особенностями детской речи и ее состоянием при патологических нарушениях.

В связи с тем, что настоящее пособие адресовано студентам дошкольных факультетов, т. е. будущим работникам дошкольных учреждений, в нем наиболее полно представлен раздел "Недостатки звукопроизношения". Включены задания на характеристику нормальной артикуляции звуков, фонематического слуха, а также основных видов недостатков звукопроизношения, приемов постановки (вызывания) и закрепления правильных звуков. Предлагается много тренировочных упражнений, способствующих формированию практических навыков работы с детьми.

Особое место в пособии занимает материал, предназначенный для углубления теоретических и практических знаний по ринолалии, дизартрии, нарушениям голоса, темпа и ритма речи, заиканию (разделы IV, V, VI, VII). Большое внимание уделено не только характеристике этих нарушений речи, но и приемам их выявления у детей, рассмотрению специфики коррекционно-воспитательной работы.

В самостоятельный раздел выделен материал, посвященный недостаткам слово- и фразообразования (раздел VIII). Основной акцент делается на особенностях формирования лексико-грамматических сторон речи, воспитания навыков связной речи, речевой активности.

В пособие включен также раздел "Недостатки письменной речи" (раздел IX). Вопросы и задания направлены на закрепление знаний об особенностях коррекционно-речевой работы по профилактике этих нарушений.

Отдельное место в "Практикуме" занимает раздел "Выявление недостатков развития речи у детей". В нем отражены общие принципы и приемы выявления у детей отклонений в речевом развитии, взаимосвязь между речевыми нарушениями и общим развитием ребенка, вопросы обследования разных сторон речи детей.

В заключительном разделе книги – "Организация логопедической работы с детьми" предлагаются темы на закрепление знаний о содержании и формах логопедической работы в условиях общего и специального обучения и воспитания. Задания этого раздела дополняют материал о системе специальной помощи аномальным детям (раздел "Введение в дефектологию").

На основе пособия могут проводиться следующие виды работы: аналитическое изучение рекомендованной и самостоятельно подобранной литературы, осуществляемое в разных формах (чтение; комментирование, комментирование с оценочными суждениями; реферирование; выписки; тезисы, сопоставление литературных сведений); анализ собственных артикуляционных возможностей и артикуляции детей; анализ наблюдаемых случаев нарушения речи; работа с родителями; имитация педагогических ситуаций; упражнения с детьми, прослушивание детской речи; наблюдения на занятиях; тренировка в воспроизведении нарушений звукопроизношения, в их выявлении и устранении у детей.

Задания рассчитаны на индивидуальное или групповое выполнение. Их характер неодинаков: одни требуют аналитической работы с литературой (литература или указывается, или должна быть подобрана самостоятельно), другие – практических действий организационно-методического характера, направленных на формирование у детей правильной речи.

Ряд заданий имеет варианты, предусматривающие различные пути их выполнения. К заданиям по наиболее значимым темам дается краткое обоснование теоретического подхода к данной проблеме.

Работая с "Практикумом", студенты должны научиться анализировать педагогический процесс дошкольного учреждения с точки зрения коррекционной работы над речью детей, дифференцированно рассматривать отдельные стороны и формы логопедического воздействия, разбираться в характере нарушений речи (системный характер нарушений и дефекты составных компонентов речи) и их причинах; овладеть необходимыми навыками коррекционно-педагогической работы.

Ряд заданий связан с наблюдениями за детьми, их деятельностью, игрой, состоянием речи и т. д. При этом наблюдения проводятся и за одним ребенком, и за несколькими детьми, и за всей группой. Кроме того, могут сопоставляться данные наблюдений за речью детей разных возрастных групп.

Для выполнения самостоятельных работ в "Практикуме" предусмотрены различные методы: наблюдение за детьми в процессе речевой деятельности, наблюдение за ходом педагогического процесса, за действиями воспитателей на занятиях и при подготовке к ним, при индивидуальной работе, свободном общении с детьми и т. д. -эксперименты психолого-педагогического характера в связи с речевой деятельностью детей (индивидуальной и групповой); беседы с родителями, воспитателями, детьми; анализ медико-педагогической документации; изучение специальной психолого-педагогической (в том числе и логопедической) литературы; тренировочные упражнения в речевой и педагогической деятельности и др. Совокупность названных методов обеспечивает формирование и закрепление у студентов соответствующих профессиональных умений и навыков.

Настоящее пособие, адресованное студентам дошкольных факультетов педагогических институтов, может быть также творчески использовано в целях подготовки, переподготовки и повышения квалификации дефектологов и педагогов разного профиля, т. е. в тех случаях, где учебными планами предусмотрено обучение основам дефектологии и логопедии.

Попытка создания практикума по основам дефектологии и логопедии предпринята впервые. Все замечания и предложения по его усовершенствованию будут приняты авторами с благодарностью.

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ДЕФЕКТОЛОГИЮ

Отклонения, или аномалии, в развитии детей разнообразны. Они могут касаться различных сторон психофизического развития ребенка: его зрительного восприятия, слуховой и речевой систем, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, двигательной системы. Отклонения могут быть разной степени тяжести и вызваны разными причинами.

Студентам факультетов дошкольного воспитания необходимо познакомиться не только с встречающимися у детей нарушениями речи, но и с другими отклонениями в развитии, преодолением и предупреждением которых занимается дефектология. Они должны приобрести знания из области общих основ дефектологии (сурдопедагогики, олигофренопедагогики, тифлопедагогики); получить представление о социальном значении дефектологии, ее месте и функциях в человеческом обществе, об особенностях составляющих ее разделов; об основных категориях аномальных детей (с недостатками слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата), о специфике их обучения и воспитания, об основных тепах учреждений для детей с отклонениями в развитии.

В нашей стране большинство детей дошкольного возраста охвачено общественным воспитанием. Помимо общеобразовательных, существуют различные специальные дошкольные учреждения для детей с теми или иными отклонениями в развитии. Каждый тип специального дошкольного и школьного детского учреждения руководствуется своей строго определенной программой и методикой, осуществляет коррекцию и компенсацию совершенно определенными средствами, направленными на ликвидацию или возможное ослабление имеющихся нарушений развития, для чего реализуется специфическая для каждого учреждения система обучения и воспитания. Дети с тяжелыми отклонениями в развитии воспитываются в специальных дошкольных учреждениях, а дети с легкой недостаточностью обычно посещают массовые детские сады. Воспитатели массовых дошкольных учреждений должны не только знать, какие отклонения в развитии могут встретиться у детей, но и где такие дети должны воспитываться.

Задачи раздела. Определение предмета, методов и задач разных отраслей дефектологии. Выявление связей между разными отраслями дефектологии и их связь с дошкольной педагогикой. Формирование представления об основных категориях аномальных детей и о системе специальной помощи (содержании и формах) аномальным детям. Ознакомление с необходимой терминологией.

Программное содержание. Дефектология как наука об аномальных детях, ее содержание, цели и задачи. Разделы (отрасли) дефектологии. Понятие об аномальном ребенке. Характеристика основных категорий детей с дефектами развития. Основной принцип дефектологии – ранее выявление и устранение (или сглаживание) отклонений в развитии ребенка. Факторы, определяющие появление разнообразных форм аномального развития. Мероприятия государства по охране материнства и детства, профилактика отклонений в развитии детей.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Ю Беккер К. – П., Совак М. Логопедия. – М., 1981.

  2. Власова Т. Д., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.

  3. В помощь директору специальной школы / Под ред. ГД. Кузнецова. – М., 1982.• Дефектологический словарь. – М., 1970.

  4. Земцова М. И. Учителю о детях с нарушением зрения. – М., 1973.

  5. Коберник Г. Н., Синев В. Н. Введение в специальность "Дефектология". – Киев, 1984.

  6. Отбор детей во вспомогательные школы / Под ред. С. Д. Забрамной. – М., 1971.

  7. Правдина О. В. Логопедия. – М., 1973.Ш Психологический словарь. – М., 1983.

  8. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М., 1985.

Раздел II. ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ

Задачи раздела. Ознакомление с закономерностями формирования речи, ее нарушениями и методами коррекции. Изучение литературы по проблемам теоретических основ логопедии.

Программное содержание. Предмет) методы и задачи логопедии. Анатомо-физиологическая и психолингвистическая характеристика речи. Речевая деятельность, ее структура и компоненты. Речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Центральный и периферические органы речи. Коммуникативная функция речи. Речь и мышление. Импрессивная и экспрессивная речь. Внутренняя речь. Речь устная как предпосылка усвоения грамоты. Письменная речь как надстройка над устной речью. Основные структурные компоненты речи: словарный запас, грамматический строй, звукопроизношение. Влияние речевого развития на психические процессы. Закономерности формирования речевых умений и навыков в нормальных и атипичных условиях. Закономерности усвоения языка: развитие речедвигательных (кинестетических) ощущений как основа усвоения языка, развитие способности понимать языковые значения разной степени обобщения; синхронность приобретения артикуляционных, лексических и грамматических навыков; развитие у ребенка восприимчивости к выразительности лексических и грамматических единиц на фоне развития эмоционально-волевой сферы; развитие чувства языка, интуитивного (неосознанного) и правильного владения всеми его компонентами. Этапы формирования речи у детей.

Социальное общение ребенка как важнейшее условие развития речи и интеллекта. Отрицательное влияние речевых нарушений на развитие личности ребенка, на овладение грамотой. Учение Л. С. Выготского о первичном и вторичном в структуре дефекта и место этого учения в логопедии, дефектологии и школьной педагогике.

Логопедия как наука, ее взаимосвязь с другими научными дисциплинами. Логопедия как раздел дефектологии. Философские методологические основы отечественной логопедии и дошкольной педагогики. Связь логопедии с дошкольной педагогикой. Принцип раннего выявления и коррекции речевой недостаточности как ведущий принцип логопедии. Естественнонаучная основа учения о речи. Значение учения И. П. Павлова, И. М. Сеченова для логопедии и дошкольной педагогики.

Задачи логопедии в реализации основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

Общее понятие о речевых нарушениях, сведения об их распространенности в дошкольном возрасте. Понятие о недоразвитии (несформированности) и нарушениях речи. Отличие речевого нарушения от возрастной специфики речевой деятельности ребенка. Физиологические несовершенства и патологические расстройства речи у детей. Недостатки речи функционального и органического, центрального и периферического, характера. Формы речевых нарушений: недостатки звукопроизношения (функциональные и органические дислалии, ринолалия, дизартрия); недостатки слово – и фразообразования (алалия, афазия) временные функциональные задержки речевого развития); недостатки темпа и ритма речи (брадилалия) тахилалия, запинки, заикание); недостатки голоса (ринофония, фоностения, дисфония, афония); нарушения письменной речи (дислексия и дисграфия).

Основные методологические принципы выявления, изучения, преодоления и профилактики речевых нарушений. Основные понятия логопедии: "норма и патология речевой деятельности", "развитие, недоразвитие", "нарушения речи", "коррекция и компенсация речевого дефекта", "коррекционно-воспитательное воздействие на ребенка-логопата".

Критерии педагогического, психологического, лингвистического и клинического характера при изучении речевых нарушений.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Е.Э. Беккер К. -Л., Совак М. Логопедия. – М., 1981.

  2. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.

  3. Е.Е. Власова Т. Д., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.Ш Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

  4. Дефектологический словарь. – М., 1970.

  5. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. ЕЛевиной. – М., 1968.

  6. Правдива О. В. Логопедия. – М., 1973.

  7. Психологический словарь. – М., 1983.

  8. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С-Ляпидевского. – М., 1969.

Раздел III. НЕДОСТАТКИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ (ДИСЛАЛИИ)

Задачи раздела. Ознакомление с типичными формами нарушений звукопроизношения и их причинами. Вооружение основными навыками выявления у детей недостатков звукопроизношения. Обучение планированию и проведению работы по формированию звукопроизношения. Ознакомление со специальной литературой.

Программное содержание. Характеристика фонем русского языка по месту и способу образования, по участию голоса, по наличию или отсутствию дополнительного подъема средней части спинки языка. Возрастные особенности развития правильного звукопроизношения у детей до пяти лет.

Понятие о недостатках звукопроизношения у детей. Причины их возникновения. Клиническая характеристика по причинам возникновения функциональные и органические (механические) дислалии.

Лингвистическая характеристика недостатков звукопроизношения: по основным формам проявления (отсутствие звука, замена) смешение, искажение), по группам нарушенных звуков (сигматизм, ротацизм,. ламбдацизм, каппацизм, йотацизм, дефекты звонкости и твердости согласных).

Способы и приемы выявления недостатков звукопроизношенияяу детей.

Основные этапы последовательной коррекционно-педагогической (логопедической) работы по преодолению у детей недостатков звукопроизнбшения; подготовительные упражнения, постановка правильного звука, автоматизация, дифференциация и введение звука в самостоятельную речь ребенка. Одновременность работы над фонематическим восприятием и развитием артикуляционной моторики как ведущий принцип устранения нарушений звукопроизношения. Формирование звукопроизношения как часть работы по формированию звуковой культуры речи (в целом) и как часть работы по общему развитию и воспитанию детей. Комплексный медико-педагогический характер обследования, обучения и воспитания детей, имеющих недостатки звукопроизношения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. – М., 1979.

  2. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С. С. Ляпидевского и В. И. Селиверстова. – М., 1968.

  3. Генинг М. Г., Герман Н. А. Воспитание у дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1971.

  4. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова. – М., 1981.

  5. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М., 1971.

  6. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. – М., 1968.

  7. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. – М., 1969.

  8. Рау Е. Ф., Рождественская В. И. Смешение звуков речи у детей. – М., 1972.

  9. Рау Е. Ф., Синяк В. А. Логопедия. – М., 1969.

  10. Рождественская В. И., Гадина Е. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. – М., 1968.

  11. Соколенке Н. И. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М., 1978.

  12. Филиппова А. Д, Шуравина Н. Д. Говори правильно. – М., 1967.

  13. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного 1 произношения. – М., 1981.

Раздел IV. НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА

Задачи раздела. Ознакомление с механизмом формирования голоса, с особенностями становления детского голоса, видами нарушений голосовой функции и приемами их исправления. Ознакомление с содержанием работы по профилактике нарушений голоса в условиях детского сада. Изучение специальной литературы по данной проблеме.

Программиое содержание. Механизмы образования голоса. Этапы формирования голоса в норме. Виды нарушений голоса и их причины. Влияние нарушений голоса на становление личности ребенка.

Методы и приемы коррекционно-педагогического воздействия при различных дефектах голосовой функции. Профилактика голосовой патологии в условиях детского сада.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Большая медицинская энциклопедия. Раздел "Голос". – М., 1974.

  2. Детский голос / Под ред. В. Н. Шацкой. – М., 1970.

  3. Ермолаев В. Г., Лебедев Н. Ф., Морозов В. П. Руководство по фониатрии. – М., 1970.

  4. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. – М., 1969.

  5. Лаврова Е. В. Фонопедическая терапия при парезах и параличах гортани (методические рекомендации). – М., 1977.

Раздел V. РИНОЛАЛИЯ

Задачи раздела. Ознакомление с понятием ринолалии как нарушения звукопроизношения и голоса. Усвоение представлений о методике коррекционно-педагогического (логопедиччского) воздействия при ринолалии и об особенностях обучения и воспитания детей, страдающих ринолалией, в условиях дошкольного учреждения. Изучение специальной литературы по данной теме.

Программное содержание, понятие о ринолалии, ее виды и формы, причины ринолалии. Структура дефекта при ринолалии. Влияние врожденных расщелин губы и неба на физическое, психическое и речевое развитие ребенка.

Принципы, система и приемы коррекции этого дефекта. Особенности обучения и воспитания детей с ринолалией в условиях дошкольного учреждения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Беккер К. -П., Совак М. Логопедия. – М., 1981.

  2. Ермакова Н. Н. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. – М., 1984.

  3. Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия. – М., 1983

  4. Нарушения речи у дошкольников / Сост. Р. А. Белова-Давид, Б. М. Гриншпун. – М., 1969.

  5. Правдина О. В. Логопедия. – М., 1973.

  6. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. – М., 1968.

  7. Чиркина Г. В. Дети с нарушением артикуляционного аппарата. – М., 1969.

Раздел VI. ДИЗАРТРИЯ

Задачи раздела. Усвоение сведений о дизартрии как симптоме детского церебрального паралича. Ознакомление с психолого-педагогической характеристикой детей, страдающих дизартрией; с методами коррекционно-педагогического (логопедического) воздействия при дизартрии. Овладение умением дифференцировать стертые формы дизартрии и дислалию. Изучение специальной литературы по данной теме.

Программное содержание. Понятие о дизартрии как об одном из симптомов детского церебрального паралича. Виды дизартрии и ее причины. Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией. Структура дефекта при дизартрии.

Принципы и приемы обследования детей, страдающих дизартрией. Методы и приемы коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии,

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Бадалян Л. О. Невропатология. – М., 1982.

  2. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. – М., 1962.

  3. Ляпидевский С. С. Невропатология. – М., 1969. Са Правдива О. В. Логопедия. – М., 1973.

  4. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. – М., 1969.

  5. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смутлин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. – М., 1972.

Раздел VII. НАРУШЕНИЯ ТЕМПА И РИТМА РЕЧИ. ЗАИКАНИЕ

Задачи раздела. Ознакомление с различными недостатками темпа и ритма речи у детей; причинами их возникновения; содержанием коррекционно-педагогической и профилактической работы. Изучение соответствующей литературы.

Программное содержание. Характеристика темпа и ритма речи и их нарушения у детей. Брадилалия, тахилалия, физиологические запинки, итерации; причины и особенности проявления; направленность коррекционной работы при этих нарушениях речи; предупреждение недостатков темпа и ритма речи (в том числе и заикания) у детей дошкольного возраста.

Распространенность заикания среди детей. Характеристика речевых судорог при заикании: место, тип, частота. Причины возникновения. Проявления заикания: состояние нервной системы и физического здоровья, общей и речевой моторики, психологические особенности заикающихся. Характеристика речи заикающихся детей. Обследование заикающихся детей. Основные принципы лечебно-воспитательной работы с заикающимися дошкольниками: режим, отношение к ребенку, лечебные мероприятия, речевые занятия, логопедические игры и упражнения. Последовательность логопедических занятий с заикающимися дошкольниками. Связь логопедических занятий с общережимными моментами, с задачами "Программы воспитания и обучения в детском саду". Роль семьи и детского сада в процессе преодоления заикания у детей.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М., 1983.

  2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. – М., 1985.

  3. Выготская И. Г., Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Устранение заикания дошкольников в игре. – М., 1984.

  4. Заикание / Под ред. НА-Власовой, К. -П. Беккера. – М., 1983.

  5. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова. – М., 1981.– Вып. 1; 1987.– Вып. 2.

  6. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. – М., 1968.

  7. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников. Программы для специальных дошкольных учреждений. – М., 1983.

  8. Преодоление заикания у дошкольников / Под ред. Р. Е. Левиной. – М., 1975.

  9. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. – М., 1969.

  10. Селиверстов В. И. Заикание у детей. – М., 1979.

Раздел VIII. НЕДОСТАТКИ СЛОВО- И ФРАЗООБРАЗОВАНИЯ (ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, АЛАЛИЯ И АФАЗИЯ У ДЕТЕЙ)

Задачи раздела. Ознакомление с проблемой недоразвития речи, с причинами и основными проявлениями общего недоразвития речи у детей; с основными принципами коррекщюнно-педагогической работы, с особенностями профилактической работы с родителями.

Программное содержание. Особенности развития словаря и грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Основные закономерности усвоения родного языка в нормальных и атипичных условиях.

Общее недоразвитие речи: характеристика, причины возникновения, коррекционно-педагогическая работа по преодолению, профилактические мероприятия.

Алалия и детская афазия: их характеристика, сходство и различие, причины возникновения. Моторная и сенсорная формы. Особенности речи, умственного и психического развития детей с алалией и афазией. Место алалии и афазии в системе речевых нарушений у детей: отличие от дизартрии, недоразвития речи при тугоухости, олигофрении и др.

Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками слово- и фразообразования. Обследование и основные направления коррекционно-педагогической (логопедической) работы с такими детьми. Основные требования к проведению коррекционной работы по развитию лексико-грамматической стороны речи: виды речевых упражнений для развития семантической, слоговой и звуковой стороны речи, связной речи.

Специализированные учреждения для детей с такими речевыми нарушениями.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С. С. Ляпидевского, В. И. Селиверстова. – М., 1968.

  2. Ефимеикова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

  3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М., 1973.

  4. Игры в логопедической работе с детьми / Ред.-сост. В. И. Селиверстов. – М., 1987.

  5. Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. – М., 1977.

  6. Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р. А. Белова-Давид. – М., 1972.

  7. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. – М., 1968.

  8. Правдива О. В. Логопедия. – М., 1973.

Раздел IX НЕДОСТАТКИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Задачи раздела. Ознакомление с основными нарушениями письменной речи, их причинами и характеристиками. Усвоение понятий о подготовленности ребенка к обучению грамоте и о содержании работы по подготовке ребенка к овладению грамотой. Профилактика нарушений чтения и письма. Изучение соответствующей литературы по данной теме.

Программное содержание. Отличие устной речи от письменной. Механизм формирования письменной речи. Условия овладения грамотой. Нарушения письменной речи при различных нарушениях устной речи. Система преодоления и предупреждения нарушений письменной речи.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Ю. Ефименкова Л. Н., Садовников" И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М., 1972.

  2. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. ЕЛевиной. – М., 1968.

  3. Правдина О. В. Логопедия. – М., 1973.

  4. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи у младших школьников. – М., 1983.

Раздел X. ВЫЯВЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Задачи раздела. Ознакомление с основными принципами и разными методами и приемами выявления у детей отклонений в общем речевом развитии.

Программное содержащие. Связь речевых нарушений с общим развитием ребенка. Обследование разных сторон речи детей в процессе разных видов их деятельности. Использование разных методов и приемов наблюдений за речью детей. Фиксация и анализ полученных результатов.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Ю. Бородич Д. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.

  2. Венгер А. А., Выготская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 1972.

  3. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.

  4. Забранная С. Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. – М., 1981.

  5. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. – М., 1968.

  6. Отбор детей во вспомогательную школу / Под ред. С. Д. Забрамной. – М., 1971.

  7. Правдина О. В. Логопедия. – М., 1973.

  8. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. – М., 1969.

Раздел XI. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Задачи раздела. Закрепление основных представлений о разнообразном содержании и формах логопедической работы с детьми в условиях дошкольных учреждений, о связи логопедической и воспитательной работы по развитию и коррекции речи детей.

Программное содержание. Формирование правильной речи у детей в разных возрастных группах. Оценка речевых особенностей и нарушений речи у детей. Связь логопедической и воспитательной работы. Направления и приемы коррекционно-педагогической работы с детьми. Работа с родителями и профилактика речевых нарушений у детей. Особенности логопедической и воспитательной работы с детьми в условиях их общеобразовательного воспитания и специального обучения (в детских садах и группах для детей с нарушениями речи, в логопедических кабинетах детских поликлиник, на лого-пунктах общеобразовательных школ).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Бородин А. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.

  2. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С. С. Ляпидевского и В. И. Селиверстова. – М., 1968.

  3. В помощь директору специальной школы / Под ред. Г. Д. Кузнецова. – М., 1982.

  4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

  5. И Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М., 1973.

  6. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.

  7. Комаров К. В. Практические задания по курсу "Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи". – М., 1983.

  8. Нарушения речи у дошкольников / Сост. Р. А. Белова-Давид. – М., 1972.

  9. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М., 1985.

  10. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. – М., 1978.

  11. Программы для специальных дошкольных учреждений. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников. – М., 1983.

  12. Федоренко Л. П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для дошкольных педучилищ. – М., 1984.

  13. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981.

Раздел XII. ИГРЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Задачи раздела. Закрепление представлений о возможностях использования игры (как основного вида деятельности детей дошкольного возраста) в логопедической работе.

Программное содержание. Роль игры в умственном, физическом и речевом развитии ребенка. Учебно-игровой характер логопедических занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Использование различных игр (дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых, творческих), а также потешек, считалок, чистоговорок, загадок с разным целевым назначением в коррекционно-педагогической (логопедической) работе с детьми.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М., 1983.

  2. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С. С. Ляпидевского и В. И. Селиверстова. – М., 1968.

  3. Выготская И. Г., Пышингер Е. Л., Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игре. – М., 1984.

Заключение

Во всех разделах настоящего пособия игры и игровые приемы находят свое обязательное место. Однако авторы пособия сочли правомерным выделить эту тему в самостоятельный раздел, руководствуясь тем, что игра занимает в жизни ребенка роль ведущей деятельности. В данном разделе сформулированы задания обобщающего, итогового характера.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Гриншлун Б. М., Селиверстов В. И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология. – 1988.– № 3.

  2. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

  3. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова. – М., 1981.– Вып. 1; 1987.– Вып. II.

  4. Иллариовова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М., 1985.

  5. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.

  6. Рау Е. Ф., Рождественская В. И. Смешение звуков речи у детей. – М., 1972.

  7. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М. А. Васильевой. – М., 1986.

  8. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981.

  9. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.

 Скачать